Зачем топу командный коучинг?

Статья опубликована в газете «Белорусы и рынок» №38 (10.10.2015г)

В вашей компании работают великолепные специалисты. Каждый из них — лучший из лучших, гений в своей области, кладезь находок и генератор идей, но… каждый сам по себе. Команды нет.

До боли знакомая ситуация для большинства белорусских фирм. Есть коллектив сотрудников, но нет сильной, слаженной команды, в которой понимают друг друга с полуслова, где каждый вкладывается в общее дело, как в свое, создавая ценность для компании, клиентов и себя. Некоторые «продвинутые» организации проводят тренинги по сплочению сотрудников, составляют индивидуальные планы для каждого специалиста… На это выделяются приличные средства, но результаты, как правило, имеют кратковременный эффект, и вскоре все возвращается к ситуации, где каждый тянет воз на себя, как в басне «Лебедь, Щука и Рак». Почему западные технологии тренинга не всегда срабатывают на персонале белорусских фирм? Неужели дело в белорусском менталитете? Как быть?

Попробуйте взглянуть на коллектив как на команду звезд, в которой каждый — лидер!

x_0f77a5d4

Команда звезд. Согласно устоявшемуся среди белорусских топменеджеров мнению, в команде должен быть один лидер, который задает направление и всегда знает, как и что необходимо выполнять. Попробуйте взглянуть на коллектив как на команду звезд, в которой каждый — лидер. При таком подходе руководитель верит в свою команду, доверяет ей самостоятельно генерировать решения для достижения поставленных целей. Станьте для своей команды коуч-руководителем. Создайте условия, при которых каждый член команды вовлекается в формирование общего видения задач отдела или нескольких отделов, в поиск решений и принятие на себя ответственности за достижение результата. Что такое командный коучинг? В отличие от тренинга, где тренер является экспертом и передает знания участникам, коуч-тренер отвечает за процесс, тогда как команда сама вырабатывает единую стратегию и план действий.

01Изобретаем «колесо». Запросы и цели командного коучинга могут различаться в зависимости от задач отдела или компании в целом. Например, поставлена задача улучшить взаимодействие двух отделов. С помощью мозгового штурма коллективы создают общее видение того, что такое по их мнению «эффективное взаимодействие отделов». Учитываются все мнения участников. В итоге получается своего рода меню, из которого путем открытого голосования команда выбирает восемь главных составляющих. Условно назовем их «колесом эффективного командного взаимодействия». В «колесе» могут быть такие составляющие, как «неформальное общение», «право на ошибку», «лояльность», «общие правила» и т. д. Если предложить составить подобные «колеса» другим отделам, то, вероятнее всего, они будут отличаться по нескольким составляющим, которые отразят «невидимые» потребности работников этих отделов. После того как «колесо эффективного взаимодействия» будет составлено, команда оценивает все его показатели с точки зрения удовлетворенности ими по шкале от 1 до 10. Ответы суммируются, а затем выводится средний балл по каждой составляющей «колеса». Допустим, «право на ошибку» наберет только три балла, следовательно, коллектив работает с большим напряжением, а «неформальное общение», набравшее восемь баллов, укажет на достаточно хорошую коммуникацию между сотрудниками. В итоге становятся понятны сильные и слабые стороны взаимодействия, а у слабого звена появляется шанс на исправление. Ответы на вопросы «куда?», «зачем?», «что?» становятся ясны для всех, команда легко составляет поддерживаемый всеми план, исчезают основания для конфликтов, работа выполняется легче и, главное, продуктивнее.

читать статью в PDF формате >>>

 

SONY DSCТАТЬЯНА АЗЁМА
Тренер программы «Введение в коучинг»  (по материалам и при поддержке Международного Эриксоновского Университета коучинга (Канада, Ванкувер)
Партнер и член команды портала «Коучинг в Образовании»
Со-организатор 3-й Международной он-лайн конференции «Коучинг в образовании»
Автор проекта AziomaCoach.by
Профессиональный коуч
Бизнес-тренер
психолог