Как телефон помог Саше в учебе.

Мой восьмилетний сын задался целью приобрести на свои деньги сотовый телефон. Это будет уже третья его покупка гаджета. До этого его приобретения успешно канули в лету, т. к. любопытства в нем было больше, чем разума. Первый он утопил, хотел проверить – что будет, если телефон опустить в стакан с водой. Второй планшет Саша нечаянно уронил. После того, как в планшете что-то замкнуло, я его забрала и отнесла в починку. Теперь у семьи есть планшет. А Саша хотел только свой. Третий — разбил. Планшет «выскакивал» из рук все время, а если он просто лежал на диване, то все время попадал либо под локоть, либо под колено хозяину. В итоге – Саша наступил на экран локтем так, что экран треснул.

Понятно, что я была категорически против новой покупки. Он систематически возвращался к этой теме с завидной периодичностью. А первый разговор в стиле коучинг состоялся с Сашей в конце октября 2015 года по дороге на ярмарку. Он так сильно захотел телефон-планшет, что готов был решиться на все, вплоть до выполнения моих требований. Приведу диалог по памяти:

— Мама, а почему ты мне не разрешаешь покупать телефон?

— Давай вспомним, что произошло с предыдущими гаджетами, которые ты купил на свои деньги (чит. выше). Зачем он тебе нужен?

— Звонить. Чтобы играть. Для учебы.

— Хорошо. Для звонков у тебя есть старенький тел. Для школы он вполне подойдет. Для игр у тебя есть компьютер. А для учебы можешь пользоваться моим.

— А я хочу свой!!!

— Почему тебе важно иметь свой?

— Чтобы я мог сам, когда захочу, им пользоваться. Не зависеть от вас.

— Ты понимаешь, что все равно мы будем договариваться о том, сколько времени и когда ты будешь играть. Просто им играть сколько захочешь – не получится.

— Я знаю, я согласен. Но ты ж не разрешишь мне купить…. Почему?

— Я против того, чтобы дорогие вещи, купленные на ТВОИ деньги, таким образом были сломаны из-за небрежного к ним отношения. Где гарантия того, что следующая вещь проживет дольше?

— Я буду стараться, относится к ней бережно.

— А что значит для тебя «бережно»?

IMG_20160222_110438-768x1024Дальше Саша проговорил несколько пунктов, потом еще вместе напридумывали. А как пришли домой, Саша сам прописал эти пункты на листе бумаги. Потом составил от руки календарь на 3 недели. Ведь хорошие привычки прививаются за 21 день. В конце каждого дня мы отмечали день красным или зеленым цветом, в зависимости от того, удалось ли Саше бережно и аккуратно относится к себе, к вещам, к учебе. Если день отмечался красным, то это добавляло еще 3 дня к календарю.  Перед тем, как отметить день, выбрать цвет маркера, я его спрашивала, что ему особенно хорошо удалось сегодня, а над чем надо работать еще. Первые 2 дня прошли с воодушевлением, он сверялся с пунктами, стремился к выполнению. На третий день он понял, что это труд, что нужно прикладывать усилия. Начал юлить, уходить от обязательств. Результатом был красный цвет маркера. Он вспылил, сказал, что это все ерунда, ему ничего не надо. Пусть все будет так, как раньше. Папа с ним поговорил, объяснил, что так бывает. Что после первого успеха может наступить спад, что, если тебе это реально нужно, ты будешь продолжать. А если нет – тогда нет! Саша подумал и решил продолжить этот путь. Нарисовал новый календарь. Начали с начала. Продержался еще дня 4. Старые привычки брали верх над ним, трудиться в этом направлении ему было неохота, и он плавно забросил.
С этого момента прошло месяца два с половиной. В начале февраля этого года сын снова вернулся к теме телефона. Что послужило для него толчком – не знаю. Возможно, у  кого-то из школьных друзей появился новый телефон или еще что-то в этом роде. Саша опять начал говорить о том, что он купит телефон себе. Ситуация с учебой, которая сложилась на тот момент, совсем была не в пользу Саши. В тетрадках  — тройки и четверки, уроки – из-под палки, что не попросишь – не находит отклика. Честно, мы с мужем были в растерянности, как достучаться до сына, чтобы что-то сдвинуть в положительное русло. Получилось, что эта его идея была как нельзя вовремя. Вновь сели «обсуждать» втроем, что Саша собирается делать для того, чтобы иметь возможность купить то, что он так сильно хочет. Я задавала ему вопросы: «почему это для него важно именно сейчас?», «что это изменит в его жизни?», «кем он тогда себя почувствует?», «что тогда изменится в его жизни, и какие возможности появятся тогда?»  Он хотел было ответить то, что, знал, что нам с папой понравится, но это было бы не его. Поэтому он пообещал подумать. Через 2 дня он нас собрал и сказал, что он будет делать уроки аккуратно, думать только об уроках, когда их делает; сам садиться за них. На вопрос «А еще?» Саша ответил, что он будет стараться их делать. Сын сам выбрал, что 21 день он придерживается того, что обещал.

— А что потом, когда ты получишь то, что так сильно хочешь? Ты вернешься к тому, как было раньше?

— Нет, я буду продолжать. Ведь я не хочу, чтобы новый телефон просто где-то лежал, я хочу его использовать. А то вы заберете его у меня, если будет так же.

— А кто тебе может помочь в достижении цели? Поддержать?

— Ты, папа, Алишка (сестра), дедуля с бабулей.

— А как мы тебе сможем помочь?

— Напомнить, что у меня есть цель!!!

— Как напомнить?

— Сказать « Ты ведь хочешь телефон!?»

День за днем сын старался, ответственно подходил к выполнению уроков. Что-то мы делали вместе – и это была моя поддержка его. Я видела, что для него это важно. Изменилось его отношение к учебе, результаты учебы. Пятерки в тетрадях – его гордость. Появились солнышки на его тетрадях по русскому языку – оценка его стараний. Почерк выровнялся, стал плавным. Ему понравилось писать, он почувствовал, что можно получать удовольствие от этого. И еще,  стал внимательнее относиться к моим просьбам, выполнять их с первого раза. Мне предстоит еще перестроиться, чтобы не повторять их по несколько раз. Выполняет поручения по дому.

Сегодня будет 18-й день его успеха, радости. Вчера он подошел ко мне, посмотрел мне в глаза, тихо сказал: « Я не верил, что смогу, что у меня получится. А теперь осталось только 3 дня! Папа вначале мне говорил, что у меня все получится, потому, что я сильный, даже сам не знаю, какой! А я не верил… Теперь я вижу, что все реально!!! И я это сделал!!!»

Результаты удивительные, радостные, вдохновляющие. Ребенок верит в себя, а мы – в него! Он стал организованнее, взрослее, и, главное, ему это очень нравится. Мы почувствовали себя одной командой!  И, что важно – мы стали больше улыбаться друг другу!

  Что происходит в нашей жизни, когда мы безгранично верим в наших детей, верим в то, что у них уже сейчас есть все ресурсы, чтобы достигать поставленной цели? Чем они откликаются на это доверие?  Каких ЕЩЕ, более важных и значимых целей они могут достигнуть при нашей поддержке? И тогда, кем МЫ становимся, когда наши дети достигают того, что для них важно?

IMG_20160225_195133-768x1024

Ps    Сегодня Саша уже с телефоном, который он выбрал вместе с папой)))

(Эту историю Саша прочитал и внес свои уточнения, важные для него.)

 

Автор статьи: Татьяна Плотникова, учитель физики с 23-летним стажем, репетитор, сертифицированный коуч (МЭУК), мама Саши.

 

Источник: www.coachingineducation.ru