Как воспитывать ребенка легко и радостно. Интервью с Натальей Сусловой

52e220ead1ff1

 

Наталья Суслова — кандидата педагогических наук, профессиональный коуч, тренер и автор книги «Дети таланты — просто и радостно»

(Вопросы подготовила Александра Солодовникова)

 

 

Подходов к воспитанию ребенка много, чем отличается новомодный коучинг от других?

— Коучинг для родителей — искусство создания позитивного пространства, которое дает родителям возможность видеть в детях самое лучшее, слушать и слышать детей, сотрудничать с ними, задавать эффективные вопросы, быть в сотворчестве, расти и изменяться к лучшему, раскрывая в ребенке его личность, способности и таланты, поддерживая и усиливая поток любви в семье.

Новомодным мы можем назвать коучинг как новое направление, включающее в себя знания из психологии, медицины, нейробиологии и физиологии, педагогики и др. Однако, например, искусство задавать вопросы и позитивный диалог — это давний проверенный способ создания доверия и понимания в общении с детьми.

Еще Ян Коменский — чешский педагог-гуманист в 17 веке писал в своей работе: «Как только дети начнут говорить, надо им задавать вопросы… Пусть ребёнок отвечает… Что-то из этого задержится в памяти (детская память начинает собирать себе сокровища). Нужно, чтобы собирала она только доброе и полезное, а что противно добродетели, то не должно попадаться им на глаза».

Поэтому коучинг для родителей объединяет в себя  все самое  эффективное, ценное  и доступное для родителей, что поможет им воспитать зрелую Личность!

 

Говорят, что ребенка воспитывать не надо, надо воспитывать себя, тогда зачем уделять время подобным воспитательным походам?

— Если бы родители знали, как воспитывать себя и каково их влияние  на детей, а главное — делали бы это, то уделять время подобным подходам и не стоило бы. Но, к сожалению, никто не учит нас, быть родителями. Чтобы стать хорошим специалистом-профессионалом мы учимся 5 и более лет. Интересно, а сколько мы учимся быть родителями? Именно поэтому, мы приглашаем на тренинг «Коучинг для родителей».

 

Какие результаты дает коучинговый подход на практике – есть ли примеры отдельно взятых детских, подростковых учреждений, где этот подход реализуется и результаты очевидны?

— Коучинговый подход позволяет родителям и педагогам создать или усилить доверие и понимание в общении с детьми, создать максимальную поддержку в развитии детей как Личностей. У нас есть примеры, как родители в семье, и учебные  учреждения — школы и детские сады, используя коучингововый подход, добиваются удивительных результатов: дети бегом бегут в школу и детский сад, родители вовлечены в воспитание и радуются успехам детей.

 

Нужно ли быть профессиональным коучем, чтобы применять коучинговые техники во взаимоотношениях с ребенком или достаточно ознакомиться с основными принципами?

— Профессиональным коучем быть не обязательно. Достаточно освоить основы: принципы позитивного родительства, искусство задавать вопросы, слушать и слышать ребенка, особенности природы ребенка каждого возраста, а далее уже общение с ребенком превращается в творчество в каждом диалоге! Ведь никто не знает ребенка лучше, чем близкие люди — родители, бабушка, дедушка. Поэтому мы не даем готовые рецепты, а исследуем базовые знания и помогаем родителям быть в сотворчестве с детьми каждый день – общаться просто и радостно!

Профессиональным коучам такие знания о природе ребенка просто необходимы. Есть периоды в развитии ребенка, когда детям особенно требуется родительский авторитет и экспертная позиция, а задавание вопросов и ранняя передача  ответственности могут быть и не на пользу детям в определенных ситуациях.

 

Может ли использование коуч-техник непрофессионалом навредить?

— Зачастую мы шутим, что ни один коуч не может навредить клиенту, также и в случае родителей: каждый диалог из уважения и искреннего интереса к ребенку — на пользу!

 

Когда ребенку до 3 лет: какие коучинговые техники позволяют развивать ребенка? Что важно знать родителям, делать, когда ребенок находится в этом возрасте?

— До 3 лет мы говорим родителям о том, что основной их задачей является создание любящего пространства и поддерживающей среды для ребенка. Это период, когда у ребенка формируется базовое доверие к миру, к людям, а также вера и надежда. Именно в этом возрасте требуется эмоциональное и физическое присутствие с ребенком самых близких и дорогих для него любящих людей. Это возраст, когда коучинговые технологии полезны для родителей, а не для ребенка. Мы помогаем с помощью коучинговых инструментов родителям, особенно, мамам сохранять позитивное состояние, терпение, силы и вдохновение в воспитании детей. Ведь от эмоционального состояния мамы зависит поведение и здоровье ребенка в этот переиод.

 

Когда ребенку до 7 лет: как родитель может помочь ребенку адаптироваться в новом социуме? Как корректировать поведение ребенка?

— До 7 лет основная задача родителей — быть учителем для ребенка. И научить он может всему через собственное поведение, являясь примером, моделью для ребенка. Работая, прежде всего, над своими качествами, а также создавая поддерживающую среду для ребенка. На тренинге мы подробно исследуем эту тему и то, как меняется роль родителей с возрастом.

 

Как развивать своего ребенка с помощью коучинга? Как научить его самостоятельно искать решения проблемы?

— Коучинговый подход помогает в развитии у ребенка творчества, самостоятельного решения различных задач через вопросы и создание поддерживающей среды. Благодаря принципам позитивного родительства родители, например, поощряют детей получать свой опыт, делать ошибки. При этом позитивная обратная связь для ребенка направлена на то, чтобы он извлекал уроки из опыта и готов был развиваться дальше. Мы не ищем причины того, почему не получилось, а скорее смотрим в будущее: «Что бы ты теперь сделал по-другому»? «Чему это тебя научило?»

 

С помощью каких техник развивать в ребенке целеустремленность, настойчивость? Как помочь ему отыскать свое предназначение в жизни?

— В 3-6 лет у ребенка формируется инициатива, настойчивость, решимость. И если родители это знают, то они позволяют ребенку самому кушать или одеваться, например, даже если он делает что-то не так, проявлять себя в разных играх, творчестве, не делают за него, только потому что так быстрее и правильнее. На тренинге мы подробно рассматриваем основные периоды в развитии ребенка и те качества, которые развиваются в этом возрасте: самостоятельность, трудолюбие и т.д, а также техники по развитию качеств личности ребенка для родителей.

Предназначение – это особая тема. Есть мнение, что ребенку его предназначение открывается примерно в 9-10 лет. И родителям важно в это время обратить внимание на то, что ребенку хотелось бы, чем он интересуется. Создать соответствующие условия для его развития. Так, например, Андерсен начал писать свои сказки примерно, в 8-9 лет, Н. Заболоцкий стихи в 7 лет, есть и другие примеры из жизни людей. И это вопрос к родителям: «Насколько вы готовы поддержать ребенка в его выборе?»

 

Ребенок профессионально занимается спортом/рисованием/пением, как помочь ему достигать цели? Как правильно поддерживать и мотивировать на результат? Как помочь пережить поражение, если такое случилось?

— Помощь родителей в достижении целей заключается в создании определенной поддерживающей среды, особых условий для развития. И прежде всего, это позитивный диалог, способность увидеть то, что у ребенка уже получается. И не замечать того, что идет не так. Соединяя настоящие желание ребенка с разными видами деятельности (спорт, рисование), наполняя эти занятия смыслом мы можем усилить мотивацию ребенка и улучшить результаты. Пережить поражение мы можем легко, если будем воспринимать его как важный и нужный опыт, из которого мы можем извлечь уроки, чтобы двигаться дальше. Если будем давать позитивную обратную связь и видеть в ребенке все самое лучшее.

 

Если взаимоотношения с ребенком уже испорчены, нет доверия – поможет ли родительский коучинг?

— Коучинг для родителей начинается с доверия, и конечно, мы можем это доверие вернуть. Иногда нужно потрудиться, но это того стоит!

 

Личная пространство и личная жизнь ребенка и родительский контроль над ситуацией – как найти баланс? Как не «упустить» ребенка?

— Это очень важный вопрос. Как найти баланс между свободой ребенка и авторитетом взрослых? Особенно это важно для детей в возрасте 7-14 лет. Родительский авторитет формируется. И один из способов создания родительского авторитета — понимание родителями цели воспитания, а также способность контролировать свои эмоции.

Есть области жизни ребенка, например, здоровье, где родители на правах взрослых решают за детей. И тут не должно быть игры в «ложную» демократию. Ребенку важно понимать, кто в доме главный, т.к. дети и родители здесь не равны. А есть области, например, творчество, где мы позволяем детям проявлять себя, даже если это идет в разрез с нашими представлениями как правильно. И это не всегда легко принять родителям. Этому мы тоже учимся.

 

«Трудные» подростки – где и когда родители допустили ошибку и как исправить ситуацию?

— «Трудные подростки» — это следствие воспитания. В коучинговом подходе в воспитании мы не обращаемся в прошлое и не исследуем ошибки, а смотрим в будущее.

Как исправить ситуацию? Начните с создания доверия с подростком, изучите особенности его развития! Ответьте себе на вопрос: «Что с ним сейчас происходит?», «Какое позитивное намерение им движет?» Полезно научиться задавать «правильные» вопросы и учиться слушать ребенка, оставаясь в принятии и уважении к нему.

 

Взрослые дети – как родительская коуч-позиция помогает наладить коммуникацию с уже взрослыми детьми?

— Родительская коуч-позиция, которая основана на принципах позитивного родительства и принципов коучинга, позволяет выстраивать отношения с взрослыми детьми на равных, из уважения, давая человеку право выбора и передачу ответственности за свои поступки.

 

Источник: http://www.piskunovskaya.ru/