Коучинг в средних школах Норвегии. (Ян-Георг Кристианссен)

Перед Вами рассказ о том, каковы возможности внедрения коучинга в системе средних школ Норвегии.

Автор проекта: Ян Георг Кристиансcен 
Мастер Коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского Университета Нордик с 1998 года.

НАША СПРАВКА:

Норвегия – сравнительно маленькая скандинавская страна. Живет в ней чуть более 4 миллионов человек. В столице страны Осло на 600 тысяч жителей 30 школ коучинга. Эриксоновская школа – одна из трех крупнейших.

 


 

Эволюция коучинга в школьной системе Норвегии пережила несколько этапов. 
Проект внедрения коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывался постепенно, и его можно разделить на три этапа.

Первый этап:
Все началось со школы-гимназии Уллерн в коммуне Аскер*.

Период: 2002 – 2006 


Целевая группа: директор, группа лидеров и учителя. 


Знакомство с директором школы Уллерн начиналось, когад в школе было всего 9 первоклассников на 30 учителей** в 2001. Школа была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление. 
И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс (50 учителей), эта школа официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. 
За этот период было предпринято большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством Международного Эриксоновского Университета (МЭУ). 
Одним из ключевых моментов в этой успешной истории были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном.


Основные инструменты этого этапа проекта: проведение кочинговых встреч (при соблюдении стандартов ICF, без советов, указаний), командный коучинг, обучающая программа навыкам стратегий успешного обучения для всех учеников первого года обучения, включая правописание и чтение (для страдающих дислексией), мотивационные речи для всех учителей и родителей, консультации в процессе с целью улучшения стратегии и применения коучинга в группах с лидерами. 


Результатом успешности Эриксона на этом этапе (результаты работы со школой Уллерн) можно считать и тот факт, что в 2006 Ева Хёйби (Eva Høiby), директор школы Воллен, связалась со мной для проведения схожей программы в ее собственной школе. Проект был признан номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку в 2006, когда мы подали заявление в Национальный Директорат по Образованию

Далее, проект стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах.



 

Второй Этап: 
Программа для двух начальных школ Ветр и Воллен.

Период: с лета 2007 до лета 2009.


Целевая группа: 60 учителей и директора. 


Описание: 
Проведение тренингов во время школьных каникул в течение двух лет. Оно проходило в формате тренингов для 13 участников, в течение дня или за полдня. Тренинги проводились для развития коуч-подхода к обучению и командного коучинга. Проводились коучинговые встречи лидеров и менеджмента по развитию для 60 учителей и лидеров групп в школах Ветр (дети в возрасте 5 – 12) и Воллен (дети в возрасте 6-16). На тот момент обе школы уже имели звание «национальной показательной школы».

Как часто проходили обучающие мероприятия? Два сбора каждый семестр и еженедельные упражнения.

Основной тренинговый инструмент — спецкурс на основе первых 6 дней программы Наука и Искусство Трансформационного Коучинга плюс командный коучинг. А также индивидуальный коучинг для 30 учителей в течении двух лет. 
Проект прошел оценку независимой экспертной компании. Эксперты отметили, что учителя, задающие больше открытых вопросов, развивают в учениках особенно высокий уровень обучающей активности в классе. Родительские комитеты позитивно прокомментировали работу учителей еще до окончания программы. 
Таким образом, использование стандартов ICF в методике Эриксоновского Университета имело важнейшее значение.
В разговоре с директором Ева Хёйби в Воллене, в июле 2009, она упомянула об одном очень важном моменте, — школьная атмосфера серьезно изменилась. Теперь у них есть большее чувство общности с учителями. Все учителя заявляют: «Я забочусь о всех детях таким образом, как если бы это были мои дети».

Все это стало предпосылкой следующего этапа: дополнительное коучинговое образование для тех учителей и завучей, которые лично об этом заявили.



 

Третий Этап:
С лета 2006 сертифицированные коучи ICF из Эриксоновского Университета часто были использованы как «партнеры для беседы» (так в школах называют коучей) для 170 завучей общественных школ Осло. Целью было за 20 часов коучинга (в течение 1-го года) дать завучу возможность развития лидерских качеств и найти наилучший способ использования его команды. На начальной встрече обычно присутствовали: директор (покупатель), школьный завуч (клиент) и сертифицированный ICF-коуч из Эриксоновского Университета. Общественные школы в Осло на протяжении нескольких лет занимают лидирующее место по привлечению новейших технологий для развития обучающего процесса. 



Итог: 
За последние годы Эриксон стал самым предпочитаемым поставщиком корпоративных коуч-услуг для директоров общественных школ. Задачей проекта было предоставить коуч-сессии индивидуально или в группах, 20 часов за один год. Проект обновлялся несколько раз с проведением тендеров, и в 2006 Эриксон выиграл тендер, обойдя 21 консультационную компанию. С 2006 по 2009 Эриксон провел сессии с 30 завучами по запросу от Управления Общественных Школ Осло. ***
При этом МЭУ соревнуется с двумя крупными компаниями: Cap Gemini, Консультационная компания Норвежской школы бизнеса и администрации (AFF) с контрактами стоимостью 4-8 миллионов норвежских крон (0,5 – 1 миллиона Евро). За 2009 Эриксон выиграл большинство относящихся к коучингу в школах тендеров.


Постскриптум:
Еще одним подтверждением успешности коучинга является тот факт, что две книги о коучинге в школах были написаны по инициативе моих соавторов. Осознав ценность коучинга в своей профессиональной сфере, они вдохновили меня на творческое сотрудничество.




Примечания:
* — коммуна – территориально-административная единица в Норвегии
** — максимально допустимая «квота» учащихся на одного преподавателя в Норвегии 70 человек
*** — список персоналий и школ является конфиденциальной информацией. Информация о роли МЭУ в школах может быть получена в Государственном Управлении Общественных Школ Осло. 


 

Контактное лицо в 2009: Kirsten Bjellaanes, Kirsten.Bjellaanes@ude.oslo.kommune.no , +47 23 46 7103, +47 93 43 82 01

Контактное лицо в 2008: Marit Lamark, +47 98208871

Контактное лицо в 2006 and 2007: Torunn Thomassen, +47 93401230
Контактное лицо в Москве: Международный Эриксоновский Университет Коучинга в странах СНГ — Анна Лебедева, Alebedeva@erickson.ru, Office:+7 (495) 7920295, www.erickson.ru
 

ОБ АВТОРЕ
Ян-Георг Кристианссен, сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, живет и работает в Норвегии. С начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ в Норвегии.
Соавтор двух книг о коучинге: «Коучинг в школах – личный гид «, «Профессиональные диалоги — Коучинг и родственное мышление в школах».

 

КНИГИ

«Коучинг в школах – личный гид «.  (2005, Pedlex, Klyve, Kristiansen, Riis (Книга на норвежском, 60 страниц, 1 глава переведена на английский).

 «Профессиональные диалоги — Коучинг и  построение отношений  в школах». (2008, Universitetsforlaget, Riis, kristiansen) (Книга на норвежском, 280 страниц).

 

Источник: www.erickson.ru