Использование коучинговых технологий в учебном процессе высшей школы

Наталия Долина

Наталия Долина

Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. Запрос, исходящий от современного общества к педагогике, предлагает по-новому взглянуть на роль педагога и на сам процесс, что в свою очередь потребует пересмотра компетенций педагога. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру. Технологии коучингамогут с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин и открывают множество перспектив для совершенствования процесса обучения.

Коучинг — это не только технология, которая применяется в определённых обстоятельствах, эффективный коучинг — это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия. Эффективный коучингведет преподавателя к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которой выигрывает все участники образовательного процесса. Это не директивный подход, стимулирующий высокое качество, обучение и удовлетворение в результате достижения значимых целей.

При использовании методологию коучинга в процессе обучения, роль педагога значительно обогащается как в традиционном, так и в электронном обучении. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала человека и позволяют сделать процесс преподавания более интересным и эффективным.

Какие компетенции использует педагог в процессе преподавания? Инновационный подход предполагает осознание и использование качественно новых личностных категорий, которые должны стать не просто желательными качествами педагога, а настоящими ключевыми профессиональными компетенциями. Методика сильных открытых вопросов коучинга, используемая в учебном процессе, позволит раздвигать рамки сознания, стимулирует поиск ответов и решений, выстроит логические и причинно-следственные связи, способствует глубокому анализу.

Технологии коучинга могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками, студентами. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателей.
Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.

В заключение обратим внимание на очень важный момент, который часто не учитывается, когда говорят о коучингеКоуч не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться. Это его основное отличие от педагога и наставника. Поэтому, на наш взгляд, коучинг — это инструмент повышения эффективности обучения. Есть управление в коучинговом стиле, есть преподавание в коучинговом стиле. В этой связи имеет смысл включить в программы повышения квалификации преподавателей вузов программу, адекватную названию работы.

Базовыми темами программы могут быть:
1. Понятие, принципы и философия коучинга;
2. Особенности коучинга в учебном процессе;
3. Коуч-компетенции преподавателя и инструменты их формирования.

Основные положения коучинга, на наш взгляд, целесообразно ввести в учебные планы и студентам, причем всех специальностей.

Выводы
1. Коучинг одно из важных направлений повышения качества учебного процесса в высшей школе. Можно утверждать, что это методика подготовки человека к важным изменениям в его жизни; профессиональной помощи и поддержки, выявления потенциала каждого, кто хочет разобраться в своих проблемах, наладить отношения, найти новый смысл в жизни, самореализоваться; это не психология и не наставничество, это решение вашего вопроса без инструкций и готовых решений со стороны помощника – коуча; это конкретные действия, шаги и поступки, это работа с собой и над собой по достижению поставленной цели.

2. В педагогике высшей школы коучинг может конструктивно решить многочисленные психолого-педагогические проблемы. В том числе позволит решить самую актуальную проблему управления учебного процесса – мотивацию, предлагая преподавателю технологию, дающую гарантированный результат.

3. Введение коучинга в серию программ повышения квалификации преподавателей вузов поможет повысить эффективность деятельности преподавателей. Сегодня это одно из самых важных направлений, наряду с применением новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Сведения об авторах

1. Андреев Александр Александрович. Заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии, д.пед.н. к.т.н., профессор.
Email: Andreev_a_a@mail.ru
Тел: 8 (495) 467 69 65

2. Долина Наталия. Вице-президент Международной федерации коучинга (ICF), Генеральный директор Европейского Центра Бизнес Коучинга, к.э.н.
Email: ndolina@hicoach.ru
Тел: 8 (499) 130 70 40

источник www.icfrussia.ru