Вопрос-ответ: газета «Домой»

x_9edff5e9

Статья для Ежемесячной газеты «Домой» для замещающих родителей и специалистов по семейному устройству (№8, 2015г)

«Я приняла на воспитание подростка 11-ти лет. Ребенок в семье почти два года. Бывают случаи, когда он говорит мне неправду: например, на что потратил те деньги, которые я дала ему на день. Приехал недавно из лагеря с другими вещами, говорит, что обменял на свои. Когда не одобряю такой его поступок, он злится, говорит: «Чего вы меня все учите? Сдайте меня…»
Его мама живет близко от нас, но, когда нас встречает, проходит мимо. Я вижу, как Мише неспокойно и от этого. Мне жалко его. Сама плачу от этого. Хочу защитить его, вырастить счастливым.
Про себя я хочу понять: может, я не могу быть полезной ему и зря «держу» его в своей семье?»
Анна, Гомельская область.

 
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда,
на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

 

Порой, нам, родителям, кажется, что то, что мы вкладываемся в наших детей — все в пустую. Не понятно, имеет ли это пользу для детей, особенно когда появляется ощущение, что стоим с ребенком по разным берегам реки, когда не видим у детей горящих глаз, не слышим слов «Мама, я так тебе благодарен! Мне это очень поможет в жизни», не чувствуем внутри себя удовлетворения и покоя. И незаметно за этим начинаем так привычно копать себя, корить и загонять в чувства вины, а потом обиды, мечась между ними по кругу, как по замкнутому стальному кольцу, которое разорвать самостоятельно не в силах.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Есть несколько направлений того, куда двигаться родителю, оказавшемуся в такой ситуации. Ниже я приведу только некоторые из существующих эффективных путей, которыми вы можете воспользоваться каждым отдельно или несколькими одновременно. И так:

  • 1) если вы хотите понять причины поведения вашего ребенка: работа с генеологическим деревом вашего ребенка. «Дерево» покажет скрытые сценарии, которые в силу жизненной ситуации вашему ребенку приходится интуитивно воссоздавать. Говоря словами Луизы Хейл «Мы формируем свои убеждения в детстве, потом движемся по жизни, воссоздавая ситуации, которые подошли б нашим убеждениям». В чем ценность для родителя: имея перед собой «карту» рода вашего ребенка, вы можете помогать, как реальный родитель, мягко формировать вашему ребенку новое представление о том, как можно жить по-другому. Что это значит: например, в ограниченном наборе сценариев биологических родителей, передаваемого в наследство вашему ребенку, вы видите предательство, отсутствие опыта проживать стыд (проще стереть событие или сделать вид «это не я, это не мое»). Какой сценарий вместо этого вы хотите создать своему ребенку: стоять «за своих» до конца, не смотря ни на что, ты мой и я тебя люблю, стыд можно прожить, ну и что. «Люди, которые причинили нам страдания, были такими же запуганными, как мы сейчас» — Луиза Хейл. На этом пути вы работаете с прошлым, с проблемой.
  • 2) если вы хотите понять причины своего поведения в отношениях с ребенком: хорошо сработают расстановки по Хеллингеру. В чем ценность для родителя: осознание своих ограничивающих сценариев, возможность увидеть проблему системно в контексте вашей семьи и биологической семьи вашего сына. Понимая, что откуда идет и к чему приводит, поможет вам абстрагироваться эмоционально от ситуации, освобождая место для создания нового опыта жизни в контексте «мама-сын» для вас и вашего ребенка. На этом пути вы работаете с прошлым с проблемой.
  • 3) если вы хотите освободиться от собственного чувства вины и обиды (т. к. эти два чувства всегда идут рядом): работа индивидуально с психологом и/или в терапевтических группах поддержки. В чем ценность для родителя: проживание «своих тараканов». Отпускание прошлого навсегда, взяв из него самое лучшее, что делает нас нами. «В каждом из наз трехлетний ребенок, которому страшно, который хочет только немножко любви» — Луиза Хейл. На этом пути вы работаете с прошлым и проблемой.
  • mamazpt_dochka_14262453654) если вы хотите усилить контакт со своим ребенком: превосходно работает телесноориентированная психология + адаптивная физкультура + прогрессивная педагогика: Семейная мягкая школа. В чем ценность для родителя: занимаясь, на первый взгляд, физкультурой, вы со своим ребенком начинаете физически менять дистанцию, через совместные физические упражнения-игры прорабатывать проблему контакта, близости, доверия и на физическом уровне выстраивать новый опыт духовной близости. Ребенок все воспринимает как игру и получает много позитива и удовольствия. На этом пути вы работаете с настоящим, с проблемой.
  • 5) если вы хотите получить веру в себя, доверие себе и миру, своим близким и детям, силы идти вперёд по выбранному пути: попробуйте коучинг (индивидуальный или групповой). В чем ценность для родителя: вы не работаете с прошлым, травмой и не следуете внешним советам. В работе с коучем вы находите все ответы внутри себя, так как вы тот самый человек, который знает истину о вашей жизненной ситуации. Благодаря волшебным раскрывающим коучинговым вопросам коуча, у вас возникает полная ясность по поводу того, что вы хотите, почему для вас это важно и как этого достичь. В ходе коучинга, вы удивляетесь осознанию того, как много у вас уже есть ресурсов для воплощения всех ваших желаний. Это новый и немного необычный формат работы, который требует некоторого времени и опыта родителя перестатьдумать в негативе и начить видеть свои и своего ребенка сильные стороны, фундаментальные личные качества и ценные жизненные принципы, которые уже передаются в наследство ваши детям. Например, темами для работы с коучем могут быть «Как поверить в себя, в то, что я делала и делаю все правильно?», «Как мне создать семью, в которой каждый найдет любовь и тепло?», «Как выстроить общение с ребенком?», «Как быть ценной для себя?», «Что мне нужно о себе понять, чтобы ситуация в отношениях изменилась в нужную сторону?» и др. На этом пути вы работаете с настоящим и возможностями.

УПРАЖНЕНИЕ:
Ниже, приведено небольшое коучинговое упражнение-исследование, которое раскрывает воспитание под другим углом. Вы прочувствуете ту большую ценность, которую создаете своим детям, увидите масштаб поддержки, которая уже есть и, конечно, найдете те простые и яснын шаги, которые сделаете уже сегодня. Упражнение также поможет осознать себя в этом процессе совершенно на другом уровне. Ну, что, вы готовы? И еще одна маленькая, но важная инструкция, перед тем, как отправиться в исследование. Выделите 15-30 минут в удобное время дня, когда никто не будет вас отвлекать и вы сможете спокойно побыть в своем мире, возьмите ручку и лист бумаги. Позаботьтесь, чтобы в это время вы были одни и могли в соединенности с собой сконцентрироваться на своих внутренних ответах. И так, настройтесь и приступайте к исследованию, отвечая на вопросы сначала себе, а затем фиксируя ответы на бумаге или прямо здесь.
Вопросы для трансформирующего исследования:
1. Выберите что-то, чтобы вы хотели развивать, во что хотели бы вклдываться и уделять свое внимание ближайшие 10-15 лет. Назовем это Проект! Например, проект «Быть вкладом в своего ребенка», или создать «Семью, где всем есть место, где кадый достоин быть счастливым», или «Быть тем самым родителем, который…»,или ваш вариант.______________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Почему этот Проект важен для вас ?______________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Как вы поймете, что Проект состоялся? Когда? Что вы видете, слышите и чувствовуете, когда Проект свершился?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Какие изменения в мире поддерживают вас в развитии вашего Проекта?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Какие изменения в государстве поддерживают вас в развитии этого Проекта?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Какая польза Проекта прямо сейчас? Кто получает пользу уже сейчас?_
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7. Какая польза вашего Проекта через 5 лет?_________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Объясните простым языком 3-х летнему ребенку (чтобы он вас понял) то, что вы делаете? ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Что для вас стало самым ценным в этом исследовании?______________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10. Какие 3-5 простых шагов для реализации вашего Проекта вы сделаете прямо сейчас/на этой неделе?____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

People___Children_____The_little_girl_in_the_rain_082529_

 

Благодарю вас за ваши открытия!

Татьяна Азёма,
руководитель проекта
«Коучинг в образовании и воспитании» в Беларуси,
профессиональный коуч,
психолог, бизнес-тренер.
Www.aziomacoach.by
aziomacoach@gmail.com

«Домой» Ежемесячная газета для замещающих родителей и специалистов по семейному устройству