Урок-введение в модуль. «Водород. Кислоты» (Григальчик Е.К., учитель химии, г.Минск)

фв-300x234Автор статьи : Григальчик Елена Константиновна, учитель химии, педагог-психолог (Государственное учреждение образования «Заславская средняя школа №1» (Республика Беларусь, Минская область, Минский район, г. Заславль). Данная статья была представлена как конкурсная работа на Конкурсе учителей на льготное обучение коучингу.

Цели урока:

1. Опередить актуальный уровень знаний у учащихся по модулю «Водород. Кислоты».
2. Определить условия, необходимые ученикам для успешного изучения модуля.
3. Формировать интерес у учащихся к данному модулю.
4. Формировать уверенность у учащихся в своих силах и ответственность за свою учебную деятельность (усиление учебной мотивации)

Материалы и оборудование: маркеры, листы формата А4,, А5, скотч,
Используемые методы:

1. «4 вопроса планирования»
2. «Колесо знаний и умений по модулю «Водород. Кислоты»
3. «Открытые вопросы».
4. Способы создания доверительных отношений

Ход урока.

Организационный момент

Я предлагаю ученикам подарить друг другу улыбку: сначала мы дарим улыбку соседу по парте, потом одноклассникам с соседнего ряда, потом тем, кто сидит на следующей парте.

Затем я прошу учеников в тетради на полях, рядом с датой занятия нарисовать смайлик, который отражает их сегодняшнее настроение.

!!! В течение урока у меня есть возможность пройти и посмотреть, с каким настроением дети чаще всего приходят на урок.

Основная часть урока

Сегодня мы начинаем изучать новый модуль, который называется «Водород. Кислоты».

Вопросы классу:

  1. Что вы уже знаете по этой теме? (ученики отвечают). Я стимулирую их ответы, задавая вопрос: А еще что?

  2. Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы иметь по этому модулю отличные отметки? (ученики отвечают).

Что же еще нам необходимо знать и уметь, чтобы быть успешными в процессе изучения этого модуля?

Для ответа на этот вопрос и движения вперед я использую метод «Колесо знаний по теме «Водород. Кислоты». Ученики получают схему КОЛЕСО

Вместе с учениками мы заполняем области:

-Химические и физические свойства водорода.

-Формулы кислот и их названия

-Умение составлять формулы солей

— Химические свойства кислот

— Применение кислот в жизни человека

— Применение водорода

-Решение задач (эту область ученики включили сами, взяв ее из прошлых тем, так как считают, что над ней нужно еще работать)

— желание учить химию.

Далее я предлагаю ученикам оценить свои знания и умения в каждой области на данный момент.

Видя, что ученики затрудняются в оценке. Я привожу им пример оценки в области «Формулы кислот и их названия» следующим образом: представьте, что я сейчас не учитель химии, а ученик 7А класса. Ученики в восторге и готовы принять меня в свой коллектив!!!! ( Я очень рада этому, потому, что установлен контакт с учениками).

Мои рассуждения: «Я помню, что мы уже писали формулы кислот и учитель нам их называл. Что это за кислоты…. (мне сами дети начинают подсказывать), Конечно, же – это серная кислота и азотная, и соляная и формулы я их тоже могу назвать… (и снова подсказки детей). Но это, наверное, не все кислоты. Да, остальные формулы уже написаны учителем на плакате. Значит, мне еще нужно выучить 7 формул и названий кислот. В таком случае я могу себе поставить 3 балла».

По другой области я прошу порассуждать желающего ученика.

После того, как все области были оценены, мы разукрасили области. Вот так выглядел этот процесс:


У нас получились, как сказали дети, колеса, на которых очень неудобно ехать.

Далее я использовала метод « 4 вопроса планирования».

  1. Что вы хотите? Я этот вопрос задала таким образом: На каком колесе нам было бы комфортно ехать? Ответов было много, но все они фиксировали, что они должны знать все темы на 9-10 баллов.

!!! были сомневающиеся, возможно ли это? Но вдохновленная большая часть класса вселила в них уверенность, что скорее всего это возможно.

И тогда назрела необходимость второго вопроса:

Как мы можем достичь этой цели? Ответы на этот вопрос я попросила записать на листочках. Ученики писали каждый самостоятельно. Затем я попросила по желанию, рассказать, что они написали (желающие были почти все!!!!). Мы разместили эти листочки на доске.

Третий вопрос: почему это важно для вас? (похвала родителей, авторитет в классе, похвала классного руководителя и красивый дневник…)

И последний вопрос: Как вы поймете, что вы достигли цели?. В ответах учеников звучали не только высокие баллы, но и хорошее настроение, радость от того, что все понятно, интерес, желание дальше учить химию…

Время урока очень быстро подходит к концу и, видя улыбающиеся лица детей и их хорошее настроение, я задаю им вопрос:

Что самое важное важное, интересное было сегодня на уроке для каждого из вас?

(Ответы были такими: было интересно; мы такого никогда не делали; а когда мы дальше будем оценивать колесо?; я понял, что нужно, для того, чтобы получать хорошие отметки по химии; у меня хорошее настроение; а давайте всегда так учиться; я буду стараться получать только 9 и 10 по этим темам….)

Благодарность

В конце урока мы положили правую руку на плече соседа, легонько, похлопали по плечу и все вместе сказали друг другу: «Спасибо, ты сегодня очень хорошо поработал!!!!»

 

Источник: coachingineducation.ru